Императорские яхты

История распространения парусных яхт в качестве придворных судов начинается с конца 17 века, с эпохи Петра I.

Яхты для знатных людей – это не просто морские судна, это воплощение комфорта, роскоши, безопасности и оснащение всеми лучшими на момент строительства технологиями. Прошли века с момента постройки первых яхт для правителей, но оснащенность кораблей продолжает удивлять и вызывать восторг.

С момента появления и до сегодняшнего дня в составе военно-морского флота ряда государств есть представительские яхты членов правительства. 

Императорские яхты

Наименование «Императорские» яхтам было присвоено в 1892 году. До этого их называли «придворные» или же «царские». 

В России строительство царских суден началось в начале 18 века. На Воронежской судостроительной верфи появились «Святая Екатерина», «Надежда». Пётр Первый прививал любовь к кораблям и морю всяческими методами. Он учредил «Невский флот», ввёл правила, согласно которым нужно было владельцам посещать учения, использовать регулярно придворные яхты. Именно тяга Петра к путешествиям позволила добиться почёта и любви к яхтам и всем последующим правителям. 

«Принцесса Анна» — это придворное судно, построенное для дочки Петра I – Анны. Корабль на момент спуска на воду был самым большим из имеющихся. Дочь императора использовала его изначально для свадебного путешествия, а затем поездок всей семьи в Петергоф.

Расширение царского флота

Последователем развития строительства царских судов стала Екатерина II. По указу императрицы была разработана яхта «Счастье» для её восьмилетнего сына, который благодаря матери стал в столь юные годы генерал-адмиралом флота. Яхта прослужила 10 лет, затем была разобрана. Незамедлительно Екатерина II приказала построить ещё одно судно «Счастье», только на этот раз лично для неё. Корабль был больше размерами, чем предшественник. Яхта имела усовершенствованный внешнюю отделку и внутренний дизайн, и оснащённость. Роскошь царила в каждой детали н борту 23-х метрового «Счастья» императрицы.

С каждым новым правителем, строилось всё больше придворных яхт. Во время правления Александра I царские судна включили в состав «Морского гвардейского экипажа». В 18-м веке всего было построено порядка 22 кораблей для должностных лиц, императоров. 

Пик активного строительства приходится на 19-ый век.  Николай Первый поручает строительство яхты «Дружба». На ней правитель совершал много переходов по Финскому заливу. Через несколько лет, а именно в 1825 г. Начинается строительство корабля «Александрия».  Яхта была уникальным на то время строением, с паровой машиной мощностью 90 л.с., собственным гербом, богатой внутренней отделкой.  Более 25 лет судно служило императорской семье, затем перешло в статус военного парохода. На его место пришла новая «Александрия», которая превосходила первую и по размерам, и по мощности:

  • Длина 55 метр
  • Осадка 1,2 метр
  • Мощность паровой установки – 1100 л.с.
  • 3 пушки для салютов.
  • 3 мачты
  • Отделка внутренних помещений позолотой, персидскими коврами, дорогостоящая мебель.

Императорская яхта «Держава»

Спущена на воду в 70-х годах 19 века. Построена для прогулок императора Александра II. 

Императорская яхта "Держава"

Характеристики «Державы»:

  • Длина корпуса  – 300 футов
  • Водоизмещение – 3100 тон
  • Сила парового механизма – 600 л.с.
  • Запас хода рассчитан на 5 суток
  • Железный корпус

Придворная яхта «Держава» признана образцом роскоши. За счёт её внушительных размеров, экипаж яхты был огромный: более 200 человек команды, 80 певцов + музыкантов, полсотни прислуги, 8 юнг, практически 100 человек команды дополнительно . 

На «Державе» 2 рубки. Одна царская для императорской семьи, а вторая для князей и генерал-адмирала.

Интерьер каждой из зон на борту был разработан по индивидуальному проекту и не повторялся ни в одном из помещений. 

Все элементы яхты, по замыслу проектировщиков, должны были полностью описывать столь громкое название «Держава». В те времена державу изображали золотой сферой с крестом, поэтому данное изображение прослеживается практически на всех изделиях интерьера.

«Держава» утратила статус императорской яхты в конце 1898 года. Её передали и переоборудовали в качестве учебного корабля минного отряда. Новое имя её было «Двина». Спустя ещё 7 лет, корабль полностью исключили из флота.

Яхта «Ливадия»

После приобретения императором владений в Крыму, стал вопрос о необходимости яхты для перевозки семьи. Первым черноморским царским судном был «Тигр» — деревянный пароход. Начало строительства «Ливадии» приходится на 1870 год. 

Императорская яхта "Ливадия"

Основные характеристики «Ливадии»

Длина 79 метров
Ширина  33 метра
Осадка 2 метра
Скорость 15,7 узлов
Мощность силовой установки 12300 л.с. (3 паровые машины по 3500 л.с. каждая)
Количество экипажа 340 человек
  • Установлено электрооборудование
  • Общая площадь всех залов и помещений – 3900 м3

Ливадия по внутреннему оснащению, интерьеру, не уступала и даже превосходила «Державу».

Ливадия стала яхтой, которая участвовала в боевых действиях флота России. 3 года прослужила «Ливадия» и следуя из Севастополя в Одессу выскочила на риф. После 47-ми дней неудачных попыток спасти яхту, было принято решение оставить её на камнях и забрать лишь всё ценное. 

В 1880 году была построена вторая, более роскошная и мощная «Ливадия». 

Конструкция корпуса была разработана с целью обеспечения максимальной непотопляемости. Площадь помещений превышает 3500 м2.. «Ливадии» удалось совершить один лишь рейс из Ялты в Батуми. Яхта вернулась спустя 3 дня из-а непогоды и сильных ударов волн о понтон судна. Император принял решение избавиться от судна и передал его для использования в качестве парохода «Опыт». Затем он значился в качестве казармы и склада. В 1926 году «Ливадия» окончательно списана и разобрана.

Яхта Николая II «Штандарт»

Императорская яхта «Штандарт» считается самой любимой у правителя Николая II и в то же время образцом морской элегантности и роскоши.

Императорская яхта "Штандарт"

«Штандарт» был заказан Александром III в 1893 году, а спущен на воду спустя 2 года, когда у власти был уже Николай II. В 1896 году «Штандарт» совершил первый свой поход с императорской семьёй, после которого началась долгая служба царской яхты.

Наименование Штандарт
Длина яхты 128 метров
Ширина 15,8
Осадка 6,5
Скорость максимальная 22 узла
Экипаж 370 человек
Мощность установок 2 паровые машины мощностью 12000 л.с.

Внутренняя отделка судна выполнена дорогостоящими породами деревьев, кожей, бронзой. Николай II был не был приверженцем золота, поэтому позолота практически отсутствовала на борту.

«Штандарт» практически всегда был в походах. Николай с семьёй каждое лето совершали длительные переходы по островам, а также путешествовали по Черному и Балтийскому морям с визитами к правителям государств.

Комплектация корабля включала приёмные, столовые, личный кабинет, рубки для штурмана, начальства, рулевая рубка. Также каюты с индивидуальными гостиными и ванными комнатами. На борту было всё, что обеспечивало комфортное проживание императорской семьи, их высокопоставленных гостей, членов экипажа и прислуги. 

Яхта «Штандарт» принимала участие в двух революциях: в Февральской и в Октябрьской, затем в «Ледовом походе».

В 1918 году «Штандарт» переименовали и законсервировали. Яхта потеряла статус гвардейского судна. Будучи уже «18 марта», корабли простоял очень долго в гавани Кронштадта. 

Следующим этапом для бывшего «Штандарта» становится его преобразование в минный заградитель, а также переименование в «Марти». После реконструкции, были усовершенствованы ходовые характеристики судна, а также установлены более мощные паровые машины. В статусе минного заградителя «Марти» удостоился звания гвардейского корабля. В 1948 г. «Марти» получает новый статус и новое название: плавказарма «Ока». Спустя еще 13 лет «Ока» был разобран на металл.

Императорский яхт-клуб

Место с вековой историей, которое положило старт масштабного развития водного спорта в России. 

Учреждение Императорского яхт-клуба в Санкт-Петербурге датируется 25.09.1846 года. Первый российский яхт-клуб был открыт по опыту и принципам уже действовавших европейских клубов.

Членами клуба могли быть только государственные деятели, чиновники, представители Императорских семей, потомственные дворяне. Максимальное количество членов клуба – 125 человек, но эта цифра менялась. Чтоб стать членом клуба необходим был вступительный взнос, и он был самый большой среди всех имеющихся клубов России. Все члены клуба должны были иметь в собственности парусную яхту с водоизмещением не меньше 20 тонн. У яхт-клуба был свой Устав, согласно которому все члены клуба обязаны ходить в определённой форме одежды.

Весомый вклад Императорского яхт-клуба в России – это начало яхтенных гонок. Первые соревнования прошли в 1847 году и после стали проводиться на постоянной основе. Далее стали проводиться и международные соревнования. 

Крымская война стала на пути развития деятельности клуба. Последние гонки проводились в 1859 году. 

Благодаря клубу начало развиваться судостроение в России. Стали появляться верфи для постройки спортивных парусных судов. Во второй половине 19-го века в яхт-клубе преобладала светская жизнь, отсутствовало развитие спортивной деятельности. Однако члены клуба оставались неравнодушны к водному спорту. 

В 1917 году Императорский яхт-клуб полностью прекратил своё существование.

Музей Императорские яхты

История императорских яхт насыщенная и интересная. Она длилась на протяжении сотен лет, но после революции судьба большинства яхт завершилась печально. Упоминания, модели яхт, предметы декорирования, остатки посуды и многое другое можно увидеть в Санкт-Петербурге в Музее Императорских яхт. 

Открылся музей в 2004 году в Петергофе.  В музее можно с головой окунуться в историю императорских яхт, жизнь королевских семей. 

В музее есть много знаменитых моделей яхт. Например, яхта Николая II – «Штандарт». Старинные фотографии, элементы интерьера, декора, приборов и многое другое переносит посетителей в годы зарождения и развития судостроения.