Класс гоночных яхт

Парусный спорт приобрёл невероятную популярность среди любителей авантюризма, экстрима, приключений и моря! Гонки привлекают с каждым годом всё большее количество новичков. Самым популярным видом соревнований на яхтах является парусная регата. Ежегодно проводят тысячи видов регат по всему миру, которые рассчитаны как для профессионалов парусного спорта, так и для начинающих спортсменов.

Залогом успеха в любом соревновании является выбор судна. 

Классы гоночных яхт

Гоночный тип яхт – это яхты, которая созданные для участия в соревнованиях и прохождения водных дистанции на время. Главное преимущество таких яхт – это скорость.

Существует классификация всех спортивных яхт. Она создана в первую очередь для возможности сравнения результатов соревнований, так как они напрямую зависят от характеристик гоночных суден.

Классификация разделяет парусные яхты на классы. В пределах одного класса находятся яхты одного размера и показателей мореходности, благодаря чему можно обеспечить безопасность во время соревнований и равные условия борьбы для участников гонок.

Рассмотрим размеры, которые влияют на показатели гоночных яхт:

  1. Длина судна. Срабатывает принцип: чем больше, тем лучше. То есть чем больше будет длина корпуса, тем большую скорость сможет развить яхта.
  2. Ширина судна – чем меньше ширина яхты, тем меньше её остойчивость. Менее широкие яхты являются более маневренными, но при плохих погодных условиях и сильном ветре существует большая вероятность её переворота. Следовательно, чем шире судно, тем лучше его остойчивость.
  3. Осадка судна влияет на показатели остойчивости. Судна с большей осадкой устойчивее держатся на поверхности воды, чем яхты с меньшими показателями осадки корпуса. Осадка влияет на лавировочные качества яхты (движение под углом к ветру).
  4. Вес яхты (водоизмещение) — это весомый показатель для яхты, так как чем больше водоизмещение, тем выше уровень остойчивости судна. При этом большое водоизмещение создаёт большее сопротивление воды, что уменьшает скоростные показатели яхты.
  5. Высота надводного борта влияет на бытовые условия на борту и на мореходность судна. Гоночные яхты с высокими бортами используют для заплывов на дальние расстояния. Следует помнить, что борта добавляют массы корпусу судна.
  6. Последний показатель – это площадь парусности. Он имеет прямую зависимость с максимальной скоростью гоночного судна.

Классы гоночных яхт делятся на:

  1. Свободный класс. Яхты этого класса имеют установленные ограничения на размеры (те, которые мы рассмотрели выше). Что касается корпуса, то он может быть произвольным. Представители данного класса: советские швертботы М, Т2 и Т3
  2. Формульный — яхты, которые имеют равный гоночный балл и соответственно одинаковые скоростные показатели. Гоночный балл измеряется в метрах либо футах и его величину вычисляют с помощью специальных формул обмера яхты. В одной гонке участвуют яхты с равными показателями гоночного балла.
  3. Гандикапный класс — очень похож на формульный класс. Обмеряются яхты строго по существующим формулам. Главное различие с формульным классом состоит в том, что для участия в соревнованиях яхты не обязательно должны иметь равные баллы между собой. Фактор, который определяет победителя гонки – это время, которое рассчитывается по формуле: время прохождения гонки действительное * на коэффициент, который зависит от гоночного балла яхты. Более точное название этого времени – «исправленное» (из-за того, что оно индивидуально корректируется для каждого гоночного судна).
  4. Монотипы. Судна данного класса строятся по одному чертежу. Яхты, выпущены одной яхтенной верфью, в одном и том же году являются самыми идеальными для формирования флота гонки. Такие судна имеют идентичные технологические характеристики, могут развивать одинаковую скорость. Результат соревнований в таком случае зависит исключительно от профессионализма гонщиков и их опытности. К монотипному классу можно отнести практически все малые гоночные яхты. Яркими представителями являются: швертботы “420”, “470”, “Финн”, “Кадет” и “Летучий голландец”. Из килевых яхт – это судна классов “Солинг”, “Темпест”, “Дракон”.

Рассмотрим некоторые монотипы немного детальнее:

  • Швертбот «470» — лодка – представитель Олимпийского класса, обладает высокой степенью маневренностью и способна развивать большие скорости.

Технические характеристики:

Технические характеристики швербота

Название класса исходит от длины корпуса яхты в сантиметрах:4,7 м = 470 см.

Данный класс яхт характеризуется высокой остойчивостью. Благодаря тому, что для плавания на яхте необходим экипаж небольшого веса (110-140 кг), швертбот «470» широко распространён не только среди мужчин, но и среди женщин — гонщиц. На Летних Олимпиадах «470» класс гоночных яхт выступает в качестве женской двойки. Несмотря на сравнительную лёгкость в управлении данной яхтой, она точно не для новичков. 

Существует модель гоночной яхты, которая очень похожа на «470», но она меньше по размерам.  Называется «420» гоночная яхта и она является отличным судном для обучения новичкам.

швербот класс 470

На рисунке класс «470»

  • Швертбот «Летучий Голландец» — представитель монотипов Олимпийского класса. 

Технические характеристики:

Технические характеристики швербота летучий голландец

«Летучий голландец» является 20–ти футовым высокоскоростным гоночным монотипом за счет большой парусности и хорошей системы окренивания.  Тип парусного вооружения: бермудский шлюп. «Голландец» намного тяжелее в управлении, по сравнению с «470-м» швертботом, поэтому экипаж нужен для него более тяжёлый и атлетический. 

Швербот летучий голландец

На рисунке «Летучий голландец»

  • Класс «Финн» — это швертбот-одиночка Олимпийского класса.

Технические характеристики:

Класс финн

Данный класс относится к наиболее спортивным швертботам. Для его управления требуется физически подготовленный, крепкий, выносливый яхтсмен, и при этом он должен обладать гоночными и парусными знаниями и практикой на высшем уровне. «Финн» считается самым надёжным и точным монотипом на сегодняшний день. Класс «Финн» — это исключительно гоночная модель, которая неизменна на соревнованиях яхтсменов-одиночек с 1852 года.

Класс Финн

На рисунке изображен класс «Финн»

  • «Дракон» — гоночная яхта, являющаяся представителем килевых яхт — монотипов. Характеризуется высокими скоростными показателями, легкостью в управлении. Парусное вооружение на «Драконе» — шлюп.

Технические характеристики:

Технические характеристики класса дракон

Данный класс утратил статус Олимпийского в 1972 году, но это не отразилось на популярности яхт среди ценителей хороших гоночных лодок и класс приобрёл статус элитного за счёт того, что их приобретают немалое количество богатых людей, аристократов и представителей королевской династии. 

Класс Дракон

На рисунке представлена яхта класса «Дракон»

  • «Nacra 17» — гоночные яхта Олимпийского класса. Представляет из себя катамаран – монотип. Этот класс яхт способен развивать большую скорость, он довольно опасен и относится к экстремальным гоночным яхтам. История его участия в Олимпийских гонках началась не так давно, в 2016 году. Класс признали олимпийским, будучи совершенно неизвестным в мире спорта, но ни смотря на это, «Nacra 17» очень быстро привлекла внимание опытных гонщиков.

Технические характеристики:

Класс Nacra

Особым нововведением данного класса гоночных яхт является состав экипажа, который обязательно должен состоять из мужчины и женщины. Они между собой сами распределяют роль рулевого и шкотового. Лодка устроена таким образом, что шверты изогнуты и являются своеобразными подводными крыльями. За счёт этого яхта поднимается и красиво мчит над поверхностью воды. Справиться с управление такого судна сможет только лишь опытный, слаженный экипаж.

Класс nacra 17

Класс «Nacra 17»

Одна из существующих классификаций разделяет судна на национальные, международные и олимпийские классы. Мы описывали их ранее в статье «классификация яхт». Добавим то, что выделяют две группы международных яхт (признанные Международным союзом парусных соревнований). 

Представим их схематически:

Схема группы международных яхт

В последнее время наблюдается тенденция роста количества монотипов среди классов гоночных яхт и уменьшение свободного класса. Следует отметить, что количество килевых яхт стремительно уменьшается, а швертботы занимают лидирующие позиции среди гоночных суден.

Парусный спорт развивается «семимильными шагами». Он привлекает всё больше внимания, а как следствие появляются новые виды, типы, классы суден. Передовые яхтенные верфи создают новые модели, усовершенствуют уже существующие, тем самым давая всё новый и новый толчок к развитию мира парусного спорта.

Мы следим за всеми новинками в мире яхтенного спорта.

 Если же Вы так же стараетесь быть в курсе всех нововведение и обновлений, то оставайтесь с нами и читайте наш блог!

 

Преданные фанаты мира яхт, команда Sochi Charter!