Классификация яхт

Классификация яхт
Классификация яхт

В настоящее время существует большое количество классификаций, групп и видов яхт, начиная от назначения заканчивая нюансами их характеристик. Как таковой единой классификации в мире нет.

Определение класса яхты может отличаться в разных странах, в зависимости от признанных стандартов. В этой статье мы постараемся максимально детально изучить данный вопрос и систематизировать различные виды классификации яхт.

Все яхты можно разделить по виду и форме корпуса на следующие классы:

  • Одно-корпусные (1 корпус).
  • Катамараны (2 корпуса)- у судна два корпуса, расположенных в виде полозьев саней, что значительно повышает устойчивость яхты.
  • Тримараны (3 корпуса) — это судно, состоящее из 3-х корпусов, расположенных параллельно Центральный корпус выполняет роль общей палубы. Также тримаран может быть выполнен в виде одно-корпусной яхты в вынесенными по бортам двумя крупными поплавками. Устойчивость такого типа яхт ещё выше.

Далее каждый из этих видов можно распределить по типу привода на следующие категории:

  • Моторные
  • Парусные
  • Моторно-парусные

Это судна абсолютно разных идеологических направлений.

Начнем по порядку. Моторные яхты сегодня принято систематизировать по уже устоявшимся «мировым стандартам классификации яхт», для которой необходимо соответствовать строго определенным стандартам, а так же иметь сертификацию фирмы-производителя, в полном соответствии с конкретными требованиями ЕС.

*СЕ- маркировка (аббревиатура от Conformite Europeenne (CE), в переводе с французского обозначающая- европейское соответствие), легализирующая факт полного соответствия данного изделия, на которое нанесена данная маркировка, основным директивам ЕС (Европейского Союза).

Классификация моторных яхт основывается на основном назначении яхты, которое определяется спецификациями изготовителя, согласно директиве Европейского Союза-RCD ( EU Recreational Craft Directive).

*EU RCD-это директива, которая определяет параметры моторных судов длинной от 2,5м (8ft) до 24м (78ft), применяется в отношении контроля качества и проектирования, и строительства данного типа судов. В директиве прописаны строго определенные стандарты и требования к данным видам яхт. (Параметры двигателей данных яхт, которые должны соответствовать критериям допустимой токсичности выхлопных газов, а так же соблюдения уровня шума. и т.д.) По данной директиве присваивается маркировка СЕ( см.выше)

Итак, существуют 4 группы моторных яхт, в соответствии с европейскими стандартами.

Классификация моторных яхт:

Класс А (океанские яхты)- это тип моторных судов (яхт), построенных с учётом возможности преодоления ветра силой более 17,2-20,7 м/сек (8 баллов по  шкале Бофорта ) и сопротивлению волны высотой более 4 метров, оборудованные автономным обеспечением .

Класс В (морские яхты)-это категория моторных судов (яхт), способных преодолеть силу ветра не более 17,2-20,7 м/сек (8 баллов по шкале Бофорта) и высоту волны не более 4-х метров.

Класс С (прибрежные яхты)- это группа яхт, которые предназначены для эксплуатации в различных дельтах рек, крупных каналах и иных прибрежных водах, при скорости ветра не более10,8-13,8 м/сек (6 баллов по шкале Бофорта) и высоте волны не более 2 метров.

Класс D (мини-яхты и катера)- это подвид моторных яхт, место эксплуатации которых — небольшие закрытые водоемы, защищенные от волнения. Это могут быть небольшие реки, озера, каналы. Способны преодолеть волну высотой не более 0,5 м и скорость ветра не более 5,5-7,9 м/сек (4 балла по шкале Бофорта). Теоретически на таком судне можно выйти и в открытое море, но исключительно при отличном прогнозе погоды и на небольшое расстояние от берега, так как запас автономности у них крайне мал, а даже незначительное ухудшение погоды грозит полноценным кораблекрушением.

Далее перейдем к разнообразию парусных яхт. Среди них, в зависимости от предназначения выделяют различные типы.

Классификация парусных яхт:

Крейсерские — это парусные яхты, чьё основное назначение – совершение дальних морских и океанических переходов, продолжительные круизы и длительное автономное плавание. Главным атрибутом такой яхты является наличие одной или нескольких кают, не лишённых определённого комфорта, что обеспечивает возможность длительного пребывания на яхте без больших неудобств. Основными отличительными особенностями таких яхт является:

  • Прочный корпус
  • Точное и надёжное оборудование (в том числе навигационное)
  • Высокий уровень оснащенности такелажем и парусами

Все «фишки» таких яхт обусловлены их основным предназначением данного типа яхт, то есть длительные переходы и круизы. Также стоит отметить достаточную грузоподъёмность таких судов, в первую очередь для перевозки продуктов питания и запаса пресной воды для команды и пассажиров.

Гоночные (спортивные)— яхты, основным предназначением которых является соревнования. Они построены в основном с акцентом на удобство экипажа при управлении судном и большим функционалом регулировки настроек управления парусами, чтобы максимально чутко реагировать на ветровой диапазон. Отличительной чертой данных яхт является легкость, которая обеспечивает снижение сопротивляемости с одной стороны и недостаточную прочность с другой.

По дальности удаления от берега, можно выделить следующие виды парусных яхт:

  • Прогулочные
  • Прибрежные
  • Мореходные (круизные)

По типу механизма остойчивости парусные яхты (одно-корпусные) можно разделить на следующие классы:

*остойчивость-это способность яхты противостоять, сопротивляться опрокидыванию.

Килевые яхты— это яхты, максимально адаптированные к критическим погрешностям в управлении, особенностью является, естественно, наличие киля. Киль-это грузовой балласт, который крепится к плавнику яхты, и непосредственно обеспечивающий остойчивость. Преимущество – низкий центр тяжести, который увеличивает шансы яхты избежать опрокидывания.

Швертботы — это яхта с подводным крылом, не имеющим балласта, которое называется “шверт”. Шверт при необходимости легко поднимается, это даёт возможность яхте ходить по мелководью, без опаски сесть на мель.

Компромиссы — это своеобразный синтез между килевой яхты и шверботом. У них присутствует грузовой шверт, но он не такой тяжелый, чтобы была возможность поднять шверт при подходу, к примеру, к пирсу.

Так же различные типы яхт можно систематизировать по статусу, материалу корпуса, по парусному вооружению, если конечно, речь идет о парусниках и т.д.

Существует также спортивная классификация яхт, которая является очень глубокой системой оценки множества показателей, для определения класса конкретного судна и его характеристик. Она используется для:

  • Разработки и принятия единых требований к замерам суден и порядка их оформления, в зависимости от принадлежности к тому или иному классу.
  • Для разработки ограничений различных практических характеристик судна (размер, вооружение и т.д.), с целью обеспечения безопасности, возможности сравнения, а также обеспечения чистой конкуренции на соревнованиях яхтсменов.

Основными параметрами являются:

Длина. Непосредственно влияет на скорость движения яхты прямой зависимостью. Больше длина корпуса – больше потенциальная скорость движения судна.

Ширина. Влияет на сопротивляемость и остойчивость. Увеличение ширины влечет за собой увеличение сопротивляемости, и как следствие, снижение скорости судна.

Осадка. Влияет на лавировочные качества (сопротивление дрейфу и возможность идти «круче» к ветру)

Высота надводного борта. Определяет степень мореходности и обитаемость судна.

Вес. Увеличение веса влечет за собой увеличение сопротивляемости воде (читай – скорости), но в то же время способствует увеличение остойчивости и мореходности.

Площадь паруса. Увеличение площади паруса способствует увеличению скорости яхты.

В системе спортивной классификации яхт выделяется три класса:

  • Национальные
  • Международные
  • Олимпийские

Спортивная классификация судов чаще всего используется для определения иерархии достижений спортсменов. Она видоизменяется вместе с развитием спортивной яхтенной индустрии. Основным критерием для выделения конкретных классов судов являются размеры яхты и их соотношения, которые, в свою очередь, влияют на характеристики яхт, такие как мореходность и ходовые свойства, а так же навигационные условия и уровень развития яхтенной техники.

Итак, расскажем о каждом классе спортивных яхт немного подробней.

Национальный класс яхт-это судна созданные для использования в конкретной стране, «заточенные» под местные водоемы (реки, озера, моря), с учётом их климатических и прочих особенностей. Ежегодно данный класс каждой страны пополняется новыми видами яхт. Чтобы объявить о принадлежности яхты к какому-либо национальному классу, она должна быть признана национальной федерацией яхтенного спорта.
Международный класс яхт- это яхты, которые не только приобрели популярность в нескольких странах, но и их конструкция была признана Международным союзом парусных соревнований. Такие яхты также признаны в национальных классификациях многих стран.

Олимпийский класс- это яхты, которые могут принимать участие в Олимпийских играх (что логично из их названия).

На самом деле спортивная классификация парусных яхт намного сложнее, и включает в себя десятки, если не сотни яхт различных размеров и конструкций, отличающихся своим внешним видом, предназначением и характеристиками. Но это тема настолько обширна, что достойна отдельной статьи, и даже серии статей, которыми мы обязательно займёмся в скором времени!

Читайте наш блог, если Вы, как и мы интересуетесь яхтами и яхтенным спортом. Пока!

Оставьте заявку Перезвоним < 10 мин!
* консультируем бесплатно