Как управлять яхтой

Как управлять яхтой

Как управлять яхтой

Сегодня набирает популярность один из ещё недавно экзотических видов отдыха – водный туризм. Долгое время этот вид досуга считался уделом пресыщенных богачей, недоступным для простых смертных. Однако миф удачно удалось развеять, и выходные, проведённые на лодке на побережье, круиз по большой реке или недельный тур на чартерной яхте в Средиземном море уже сало кого удивляют.

Аренда яхты – одна из пользующих спросом услуг морских курортов. По стоимости недельный тур вполне сравним с аналогичным отдыхом в прибрежном отеле, но какая новизна ощущений! Плавание в открытом море (ну ладно, чаще всего у побережья), звёздный купол над головой и лунная дорожка на воде, идущая прямо к вашим ногам! Романтика! Можно даже почувствовать себя капитаном судна, совершающим кругосветное путешествие!

Но капитан судна – это не только красивая форма и командный вид. Капитан – это прежде всего глубокие знания от ответственность. Яхтинг только со стороны кажется простым, лёгким и приятным делом. На самом деле, чтоб квалифицированно управлять яхтой или другим небольшим судном, необходимо пройти достаточно серьёзный курс обучения. Проложить курс, обеспечить наилучшую скорость при имеющемся направлении ветра и его силе, качественно лечь в дрейф, причалить к пирсу – это только малая доля умений капитана, и то, сугубо по навигации. А ведь ещё есть знание устройства судна, умение его ремонтировать и многое другое.

Капитан судна должен в полном объёме знать и уметь:

  • управлять яхтой (навигация, прокладка курса, определение местонахождения судна, определение скорости судна и прочее)
  • знать устройство судна (чтобы уметь использовать его возможности, знать слабые места и не подвергать судно неоправданному риску. Также нужно уметь совершить необходимый ремонт яхты своими силами, если это возможно)
  • международную систему подачи знаков (особенно актуальна при переходе в тёмное время суток, во избежание столкновения в другим судном)
  • навыки управления снастями, такелажное умение (парус зачастую – единственная движущая сила судна. Даже на парусно-моторных судах может возникнуть такая ситуация, после шторма отсутствует топливо на борту, а снасти приведены в негодность. Опытный капитан должен уметь как управлять снастями и парусом, так и выполнить необходимый ремонт стоячего и бегучего такелажа)
  • техника безопасности (всю ответственно за происходящее на борту судна несёт капитан. Следовательно, его первейшая обязанность – принять все меры для безопасности команды и пассажиров абсолютно в любой ситуации. За это он несёт ответственность. Вплоть до уголовной. Кстати, поэтому слово капитана на борту – закон, не подлежащий обсуждению и исполняемый безусловно).
  • медицинская помощь (является часть техники безопасности. Если всё же произошёл несчастный случай, то ответственный за медицину на борту судна, а на маленьких судах это чаще всего капитан, должен принять все меры для оказания первой помощи пострадавшим, с учётом имеющихся на борту средств)
  • административное право (очень полезно при общении с персоналом портов и марин, таможенным персоналом)
  • внутренние водные пути (часто яхты или катера ходят по конкретным маршрутам в определённых водах. Но в любом случае капитан должен знать лоции внутренних водных путей, чтобы при путешествии в любом направлении в территориальных водах страны иметь возможность хотя бы приблизительно ориентироваться в состоянии водных путей. Полная информация о них представлена в картах, также можно воспользоваться специализированным навигационным оборудованием. Но карта может потеряться, оборудование испортиться, поэтому шкипер в любом случае должен рассчитывать в первую очередь на себя)

Это далеко не полный перечень всех знаний, которыми должен обладать профессиональный шкипер судна. Но вопрос – а где эти специфические знания приобрести? А как подтвердить владение ими. Для этого есть специальная процедура.

Права на яхту в России

Для легального управления маломерными суднами в водах Российской Федерации необходимо получить соответствующее удостоверение. Этот документ выдаётся ГИМС (Государственной инспекцией маломерных судов), после сдачи соответствующих экзаменов, теории и практики. Да-да, всё как при получении прав на вождения транспортного средства.

Подготовиться к сдаче экзаменов можно в любой школе, которая проводит такие курсы обучения. Процесс длится месяц – полтора. Включает в себя как теоретические занятия, так и практических на суднах, тип которых зависит от того, право управления какими судная вы желаете получить. По окончании обучения сдаётся школьный экзамен и выдаётся документ, подтверждающий прохождение обучения. С этой бумагой, медицинской справкой и паспортом нужно обращаться в ГИМС для сдачи экзаменов. Если в процессе обучения были затронуты не все темы, которые считаются необходимыми в ГИМС, то возможно нужно будет доучиться уже в госинспекции. После сдачи экзаменов выдаётся удостоверение, в котором указано, какими судами, с какой парусностью и в каком районе вам разрешено управлять.

Для аренды яхты в Греции или Турции этого документа будет недостаточно, яхту с ним не доверят. За границей признаются документы международных организаций, наибольшее доверие оказывается документам, выданным IYT (International Yacht Training), Канада, и RYA (Royal Yachting Association), Великобритания.

Сдав экзамены в этих организациях, можно получить удостоверение «Капитан дневного плавания», которые даст право арендовать лодку небольших размеров, вести её в дневное время и удаляться от берега на достаточно небольшое расстояние (до 20 морских миль). Для более серьёзных плаваний нужно приобрести опыт (который выражается в пройденных морских милях) и сдать экзамен на повышение квалификации.

RYA считается более авторитетной организацией, и проблем с признанием документов чартерной компанией не будет. Но обучение и сдача экзаменов идёт только на английском языке. Хотя он в любом случае пригодится в международных плаваниях, для некоторых яхтсменов это становится проблемой, особенно в части специальной терминологии.

IYT сертифицирует школы по всему миру, в том числе и в России, поэтому подготовиться к экзаменам и сдать их можно и на родном языке. Некоторыми считается, что к документам, выданным этой организацией, доверия за рубежом всё же немного меньше.

Управление яхтой

Получить документ, подтверждающий право на управление парусной или моторной яхтой можно людям, достигшим 18-ти летнего возраста. Обязательное условие школ для обучения — это умение плавать и не быть дальтоником. Любой человек, который обладает истинным желанием стать шкипером и готов к кропотливой и ответственной учёбе, сможет освоить все необходимые навыки.

Самым молодым путешественником, который совершил одиночное кругосветное путешествие на парусной лодке стала девушка 16-ти летнего возраста Лора Деккер. В 2013 году вышел фильм «Кругосветка Лауры», который основан на реальных событиях путешествия юной школьницы. 

 Управление яхтой (парусной или моторной) – это не просто развлечение, это полная административная и уголовная ответственность за жизнь, безопасность и здоровье как свои, так и пассажиров судна.

Управление яхтой невозможно освоить самостоятельно, однако можно получить некий фундамент знаний благодаря множеству публикаций, книг, а также видео обучений на просторах интернета. Однако этой теории будет недостаточно, поэтому следует обратиться в одну из сотен яхтенных школ для прохождения обучения.

Перед тем, как начать обучение, следует определиться что больше всего интересно: хождение под парусом или же путешествия на моторных суднах. В случае, когда парус в приоритете, то необходимо выбрать для себя категорию управления яхтой.

Категории управления яхтой

  • Одиночные плавания
  • Участие в регатах
  • Круизы

Возможность управления парусной яхтой подтверждаются документами, выданными ВФПС (Всемирная федерация парусного спорта). Федерация парусного спорта – это организация с многолетним опытом работы, которая заработала мощный авторитет во всём мире.

Права ВФПС признаются в большинстве стран мира. Права ВФПС, при выдаче, сразу дублируются на английском языке. В РФ они не признаются из-за того, что ВФПС не является государственным органом.

Управление моторной яхтой

Если же в приоритете у человека управление моторной яхтой, то документы на право их управлением выдаются ГИМС (Государственная Инспекция по Маломерным Суднам).  Права ГИМС являются международного образца, но это не гарантирует их признание всеми странам мира. 

Имея права ГИМС, можно открыть дополнительно категорию парусников. Для этого нужно будет пройти дополнительное обучение в школе, пройти собеседование, либо же иметь сертификат IYT на право управления парусным судном. 

Следует отметить, что на сегодняшний день нет одного установленного образца международных прав на управление моторной и парусной яхтой. 

Любое обучение начинается с теоретического курса: строение суден, профессиональных терминов, основы управления, безопасности и многого другого.

Теория не дает гарантии умения управлять судно, для этого необходима практика. На практике идёт отработка управления, маневрирования на судне, принятие решений в различных ситуациях на воде. Большинство яхтенных школ проводят практическую часть обучения за границей. Это не является обязательным условием для получения навыков. Можно практиковаться и в морях Российской Федераций, ведь важно – это то, в каких водах будет проводить большую часть времени судно.

Часто возникает вопрос, нужна ли собственная яхта, отправляясь на обучение в яхтенную школу? Ответ нет. Владеть судном не обязательно. Если, получив право на управления лодкой, человек планирует несколько раз в год выходить в море на несколько дней, то целесообразно будет брать яхту в аренду. Загвоздкой может стать тот момент, что на сегодняшний день нельзя на территории РФ взять в аренду яхту без экипажа. Соответственно арендовать можно будет судно лишь за границей, но и в этом случае нужно заранее убедиться, что страна, в которую отправляется шкипер, принимает права ГИМС. 

В заключении

Вода никому не прощает ошибок. В любом случае, для обучения нужно выбирать школу с многолетним опытом работы, инструкторы которой реально стараются передать свои знания ученикам. Ни в коем случае нельзя «покупать» диплом. Перед знакомыми похвастаться он позволит, а вот отсутствие необходимых знаний в плавании может обойтись слишком дорого.

Оставьте заявку Перезвоним < 10 мин!
* консультируем бесплатно