Моряк — столь красивая профессия, о которой мечтают много мальчишек с самого детства. Идея покорять океаны и моря с годами чаще всего забывается, но тот, кто решил связать свою жизнь с мореходством приобретает сложную, весьма опасную, но интересную профессию.
Моряки издавна подвергали свою жизнь большим опасностям. У истоков мореходства не было таких навигационных систем, оборудования, спутниковой и радиосвязи, метеорологических сводок т.д., как в наши дни. Именно поэтому, с целью защитить себя в плавании, были придуманы приметы и суеверия, большинство из которых сохранились до сегодняшнего дня.
Самые популярные приметы моряков
- Спуск новых кораблей на воду осуществляется только лишь после обряда: разбить бутылку шампанского или же вина о борт. Данная традиция имеет вековую историю. Изначально, в древние времена, борт судна окропляли кровью пленников с целью задобрить морских повелителей, принести им жертву. Со временем кровь заменили на красное вино, а со временем и вовсе на шампанское. Разбиваясь, шампанское создаёт пену, подобную морской волне.
Согласно данной примете, если бутылка не разобьётся с первого раза, то судно обречено на неприятности.
- Наряду с приметой о первом спуске на воду, существуют суеверия о том, что:
- Имя кораблю должна дать женщина.
- Если в имени судна последняя буква «А», то судьба такого корабля проклята.
- До момента спуска корабля на воду запрещено оглашать его Имя.
- Смена имени корабля сулит беды данному судну.
Мореплаватели считали, что каждое судно имеет свою судьбу, которое неразрывно связано с именем, присвоенным при крещении корабля.
Смена имени практиковалась в истории, но только лишь после выполнения обряда сжигания прежнего имени корабля, которое написано на бумаге. Обряд проводился возле открытого окна. Пепел обязательно нужно было развеять в море.
На сегодняшний день данное суеверие практически не выполняется. Смена названия суден происходит со сменой их владельцев.
- Женщина на борту судна – табу. Данная примета также уходит глубоко в историю судоходства. Более подробно мы описывали ее в статье «Почему женщина на корабле к беде»
- Подкова сулит удачу на корабле. Символ подковы является талисманом как на земле, так и в воде. Подкову прибивают на корабле в самых разнообразных местах: каюта, мачта, палуба и т.д. Талисман прибивают и концами вверх и вниз, и даже боком, что образовывается буква С. Букву С символизируют с первой буквой имени Христа (Christ)
С подковой связана ещё одна примета, согласно которой первый гвоздь в киль корабля должен быть вбит ЧЕРЕЗ Подкову. Гвоздь при этом должен быть из драгоценного металла – золота или как минимум позолочен.
- Татуировки на теле моряка – символ удачи. Татуировки набивались самые разнообразные. Самыми популярными были символы религии, кресты, звезда на руке (между большим и указательными пальцами), подкова, чёрная кошка и т.д. Татуировки носили значение не только помощи у Бога, но и являлись опознавательным знаком (к какой религии принадлежит) в случае гибели моряков.
- Счастливые и несчастливые дни для моряков. Считается, что самый плохой день для старта путешествия – это пятница. Именно в этот день был распят Иисус.
Наиболее благоприятный день – это воскресенье.
-
- Бананы – к неудаче на корабле. С трудом можно объяснить почему именно бананы запрещены на борту кораблей. Одна из версий – это выделяемый бананами этилен, который портит все продукты, находящиеся рядом. Ещё одно объяснение – это жуки, которые заводятся в бананах и кусающие моряков. В 18-м веке, в годы оживлённой торговли, моряки заметили, что многие судна, у которых были на борту бананы, не доходили до пункта назначения. Скорее всего это совпадение, но в те годы моряки так не думали.
- Ступать на борт яхты следует только с Правой ноги!
- Запрещено свистеть в море на корабле. Данная примета объясняется тем, что свист может разозлить морских повелителей, нагнать шторм, ветер.
- Указывать пальцем на выходящую с порта яхту – к несчастью. Находясь на борту корабля, нельзя пальце в небо указывать. Это может разозлить богов. Вообще показывать на что-либо пальцем – это признак невоспитанности и дурного тона как на земле, так и в море.
- Красное закатное небо сулит хорошую погоду. Окрашенное небо в красный цвет на рассвете означает ухудшение погодных условий, которые грядут с запада.
- Встреча в море дельфинов сулит удачу. Если же во время плавания, за кораблем следует акула – это знак гибели.
- Цветы на корабле считались предвестником трагедии, ведь они ассоциировались с похоронным ритуалом. Любые цветы выкидывались за борт судна.
В наши дни это суеверие практически забыто и яхты то и дело украшаются шикарными композициями из цветов.
- Присутствие кошки, а именно Черной кошки на борту морских суден считается хорошим знаком.
За многолетнее развитие судоходства накопилось множество примет моряков. Какие-то из них проверены горьким опытом (что логичнее назвать совпадением), часть остаётся по сей день неподтверждёнными ничем, выдуманными обрядами.
Известно лишь то, что если соблюдать все приметы и следовать ритуалам на удачу, то счастливое путешествие могло бы быть только лишь в случае:
Корабль, имя которого конечно же не менялось, а бутылка шампанского разбилась с первого раза о борт выходит в плавание в воскресенье (только если небо на рассвете не было алым). На борту корабля нет женщин, бананов, есть чёрные кошки, подковы на удачу прибиты, а за кораблём плывёт стая дельфинов и альбатросы то и дело пролетают над судном. Добавим для пущей доли удачи – кривоногий экипаж. Ведь это тоже морское суеверие.