Как зарегистрировать яхту. Регистрация яхты для собственников

Регистрация яхты
Регистрация яхты

Когда принято решение о приобретении собственной яхты, следующим вопросом становится проблема её регистрации. Да-да, именно словом «проблема» можно ёмко описать все тонкости отечественного законодательства, регулирующего тонкости постановки на учёт судов, принадлежащих физическим и юридическим лицам.

Прежде всего, нужно чётко понимать, зачем нужна регистрация. Ведь в международном морском праве нет прямого указания на её необходимость. Но дело в том, что незарегистрированное судно сталкивается с многими трудностями, чаще всего юридического характера. Например, многие страны не признают незарегистрированные суда, вполне обоснованно подозревая их в пиратстве или перевозке контрабандных товаров, и при обнаружении такого судна его могут арестовать, а на владельца наложить крупный штраф. Кроме того, при регистрации проверяется техническое состояние судна и делается заключение о пригодности его к выходу в море, что положительно сказывается на безопасности команды и пассажиров. Также регистрация судна даёт право владельцу на защиту от государства, в котором зарегистрировано судно в случае юридических споров.

Регистрация яхты
Регистрация яхты

Страна регистрации

В общем, регистрация нужна, это вопрос ясный. Теперь нужно определиться со страной регистрации.

Казалось бы, что проще, гражданин России при покупке яхты будет регистрировать её именно на территории РФ. Но не стоит торопиться, прежде нужно ознакомиться с особенностями регистрации частных судов и потом уже принимать решение.

Какие суда не подлежат регистрации

Регистрации не подлежат три вида судов – шлюпки, являющиеся принадлежностью иного судна, суда весом до 200 кг с двигателем мощностью до 10 л.с. и парусные суда длиной до 9 м, без ДВС и не оборудованные спальными местами. Суда, не входящие в этот перечень подлежат регистрации.

Маломерные суда до 20 м при максимальном количестве пассажиров и команды до 12 человек, не вовлечённые в предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в РМС (Реестре маломерных судов). Должен быть определён класс судна, проведена проверка его технического состояния и регистрация. По окончанию процедуры выдаётся судовой билет. Процедура осуществляется ГИМС.

Такие же суда, но вовлечённые в коммерческую деятельность, регистрируются в ГСР (Государственном судовом реестре). Регистрацию проводят либо капитан морского порта, либо ГБУВПиС. Класс судна и техническое состояние проверяют РМРС или РРР.

По некоммерческим судам больше 20 м процедура и органы регистрации аналогичны предыдущему типу.

Суда, не входящие в категорию маломерных, классифицируются и осматриваются в РМРС или РРР. Если судно регистрируется в РМРС, то также необходимо получить свидетельство от Регистра Германского Ллойда или Bureau Veritas. Регистрируется право собственности и право плавать под флагом РФ.

На данный момент есть возможность зарегистрировать маломерное судно через Единый порта государственных услуг . Это услуга доступна как физическим, так и юридическим лицам. Есть возможность оплатить все госпошлины. Срок оказания услуги до 3 рабочих дней. Вы можете обратится за регистрацией маломерного судна лично, через законного представителя или через портал госуслуг. Это куда проще и удобней.

Срок регистрации суден

Но самая большая проблема не этот архаичный подход к классификации судов, а то, что судно необходимо зарегистрировать в течение 30 дней после приобретения, что не всегда возможно. Кроме того, регистрация в России предполагает полное таможенное оформление судна, а это плюс 20-30% к его стоимости.

Наверное, даже не стоит упоминать о том, что вся процедура регистрации как будто нарочно усложнена, изобилует подводными камнями и ужасающей бюрократией.

Все эти факторы приводят к тому, что люди, могущие позволить себе приобрести частное судно для коммерческих или увеселительных целей, регистрируют их под другими флагами. Существует несколько надёжных схем по абсолютно легальной регистрации судна в юрисдикциях, которые отличаются простой и недорогой процедурой регистрации частных судов.

Наиболее частая схема – регистрация судна на юридическое лицо, зарегистрированное в одной из оффшорных зон. На практике это выглядит следующим образом: будущий владелец судна создаёт юридическое лицо в оффшоре по своему выбору (это будет стоить буквально несколько тысяч евро), перечисляет на счёт юридического лица средства на покупку яхты под видом инвестиций, и заключает сделку по покупке яхты. Т.е. формально он не владеет яхтой, он владеет компанией, на которую зарегистрирована яхта.

Это, кстати, очень удобно при повторной продаже судна. Не нужно заново проходить перерегистрацию яхту, достаточно просто купить юридическое лицо, на которое она зарегистрирована. В оффшорах также значительно ниже налоговая нагрузка при совершении сделки покупки-продажи.

Немаловажный фактор в пользу использования оффшоров для регистрации частных суден – конфиденциальность. При материальных судебных исках против владельца яхты его имущество, зарегистрированное на оффшорную компанию, остается в тени, и не может быть конфисковано или арестовано. Сведения о владельце судна или оффшорной компании тщательно сохраняются в тайне, в открытом доступе лишь информация о формальных руководителях.

Также оффшор привлекателен налоговыми льготами для владельцев частных судов. Здесь чаще всего применяются минимальные сборы при покупке и регистрации судна, а во многих юрисдикциях существует льготный режим налогообложения для судов, выполняющих коммерческие рейсы.

Сама процедура регистрации намного проще аналогичной отечественной, и занимает на порядок меньше времени. Зарегистрировать частную яхту вполне реально в течение месяца. Естественно, предполагается, что все документы будут предоставлены регистратору в срок. Предварительно необходимо принять яхту на баланс созданного юридического лица, и потом уже от его лица проводить регистрацию судна в реестре.

Стоимость первичной регистрации также довольно низка и стартует от 3 000 ЕВРО.

Важный нюанс – в некоторых оффшорных юрисдикциях есть возможность зарегистрировать судно не резиденту. Т.е. оффшор-компания может быть зарегистрирована в зоне с максимально лояльным налоговым законодательством и стоимостью содержания компании, а сама яхта – в зоне с минимальными таможенными платежами, стоимостью регистрации, налоговой нагрузкой на коммерческое использование судна. Варианты регистрации необходимо учитывать исходя из целевого назначения судна.

Регистрация яхты под иностранным флагом. Регистрация парусных яхт

Яхты, согласно международному законодательству, считаются объектами недвижимости. В связи с тем, что данные объекты недвижимости являются движимыми и могут передвигаться в водах любого государства, то, соответственно, они подлежат записи в Судоходном реестре той страны, в которой судно регистрируется. 

Судовладелец сам определяет страну регистрации и флаг, под которым будет ходить его судно (не зависимо от его вида: моторная, парусная яхта или смешанного вида). Прежде чем определиться с флагом, владелец судна должен определиться с рядом вопросов, которые напрямую влияют на этот выбор. Необходимо понимать цель использования судна, способ его использования, в водах какого государства большую часть времени будет находиться судно, а также изучить необходимую правовую, экономическую базу страны регистрации и прочую необходимую информацию о стране.

Регистрация яхты под флагом иностранного государства

Регистрация яхты под флагом иностранного государства обязует к полному подчинению законам и конвенциям страны. Правительство страны, в свою очередь, предоставляет полную защиту экипажу и самой яхте в любой спорной ситуации. 

Страна, которая регистрирует судно, выдаёт судовладельцу соответствующие документы о регистрации и разрешение на плавание под её флагом. При этом, законодательно прописано, что яхту можно зарегистрировать под флагом только одного государства и менять флаг можно лишь после прохождения всех этапов «рефлагации».

Судоходные реестры подразделяются на открытый и закрытый вид. Вид реестра определяется внутренними положениями и законодательством страны.

Закрытый реестр даёт возможность зарегистрировать судно в данной стране только лишь гражданину этого государства или юридической компании, которая зарегистрирована в этой стране. Данный вид судоходного реестра считается самым строгим.

Открытый реестр или как его ещё называют оффшорный, позволяет зарегистрировать судно в определённом государстве даже лицу без гражданства.

В 20-м веке некоторыми иностранными государствами внесены поправки в законы, согласно которым значительно упростился процесс регистрации иностранных яхт на территории этих стран. Судовладельцы быстро отреагировал на новые положения и в настоящее время практически все судна мира ходят под «удобными флагами». 

Понятие «удобный флаг» прижилось в оффшорных зонах и подразумевает процесс регистрации судна под флагом той страны, к которой реальный владелец не имеет никакой привязки. 

Разработанные положения «удобного флага» имеют положительные стороны как для страны, так и для судовладельца. Так, например, страна получает неплохой доход в свой бюджет за счёт взносов владельцев суден. Судовладелец, выбрав страну с удобным флагом, как место регистрации судна, проходит упрощённый и быстрый процесс постановки на учёт, стоимость услуг сравнительно небольшая, при этом налоги и сборы намного ниже, чем в странах с устоявшимися морскими традициями. Страна, флаг которой будет красоваться на корпусе корабля, предоставляет его владельцу гарантию анонимности, облегченный процесс сделок купли/продажи, льготы при таможенном оформлении.

Главные критерии «удобных флагов»:

  • Владельцем регистрируемого судна может быть, как резидент, так и нерезидент.
  • Члены экипажа набираются независимо от их гражданства.
  • Легкая процедура внесения информации о судне в реестр.
  • Низкие ставки налогообложения.

Статус «удобный флаг» для той или иной страны, определяется комитетом МФТ (Международная федерация транспортных рабочих). К странам с «Удобным флагам» относятся Гибралтар, Маршалловы острова, Кипр и многие другие. Список ежегодно обновляется: добавляются страны, а некоторые наоборот лишаются статуса.

Рефлагация

Зарегистрировав судно под флагом какой-либо страны, нельзя менять этот флаг без проведения соответствующей процедуры, которая называется рефлагация. 

Процесс рефлагации может быть при изменении данных нынешнего владельца судна или же его смена на нового владельца, либо изменении в условиях эксплуатации судна и т.д. 

Рефлагация сопровождается заменой документов, полученных ранее от администрации флага, на обновлённые.

В заключении

Очевидно, что даже при улучшении процедуры регистрации маломерных и прочих частных судов в РФ, схемы по регистрации частных яхт в юрисдикциях с особым законодательством всё равно будут пользоваться большим спросом, по нескольким причинам: конфиденциальность, таможенные льготы, лояльное налоговое законодательство.