Бытует распространённое мнение, что водный туризм очень дорог и доступен лишь единицам. Ещё бы, катание на яхте у нас обычно ассоциируется с сибаритскими замашками олигархов и прочих бизнесменов. Миф о дороговизне рассеивается как утренний туман, как только человек справляется со священным ужасом и вбивает в поисковую строку заветные слова «прогулка на яхте». Поисковая система моментально предоставит десятки вариантов аренды яхты, и желающий покататься по морским волнам с удивлением увидит, что недельный тур на яхте вполне сравним по цене с отдыхом такой же продолжительности в приличном отеле на море. Тем более, яхту чаще всего арендуют на компании в 6 – 8 человек, а значит, индивидуальные расходы будут ещё меньше. Синергетический эффект, ничего не поделаешь. ?
Прогулка на яхте – это мероприятие интересное, приятное, для кого-то – абсолютно новый вид отдых, но при всём это связанное с повышенной опасностью. Вода ошибок не прощает. Поэтому водный туризм требует соблюдения некоторых правил.
Первое правило – капитан (или шкипер) всегда прав. Всегда прав. Исключений из этого правила не существует. Пока команда яхты и пассажиры находятся на борту, капитан несёт личную ответственность за безопасность каждого. И в случае какого-то неприятного происшествия с неприятными последствиями отвечать придётся ему. И, возможно, не только административной ответственностью. Поэтому все приказы капитана выполняются мгновенно, и обжалованию не подлежат. Особенно в части обеспечения личной безопасности пассажиров и команды.
Кстати, а откуда у нас капитан взялся?
Как правило, навыки вождения яхты не так распространены, как навыки вождения автомобиля, поэтому большинство туристов арендуют яхты вместе с командой. Команды эти невелики – капитан и 1 – 2 человека экипажа, в зависимости от размеров яхты и количества гостей. Наличие команды позволяют пассажирам не отвлекаться на бытовые вопросы, связанные с управлением лодкой, приготовлением пищи и прочим, а сосредоточиться на цели поездки – качественном отдыхе.
В море следует знать и помнить главное правило: Капитан всегда прав!
Ответственность за безопасность пассажиров и судно лежит на капитане. Он отвечает за всё, что происходит на борту
Перейдём к экипировке водного туриста. Большинство людей (примерно 95%) страдают от морской болезни. Просто многие об этом не знают, так как ни разу не попадали в качку. Конечно, на реке вряд ли она будет беспокоить, а вот в море, да при волнении… В общем, отдых может быть изрядно подпорчен. Чтобы это не произошло, нужно запастись таблетками Драмина, которые эффективно справляются с этим недугом.
Также необходимо позаботиться об одежде. Лучше взять два – три комплекта, чтобы было во что переодеться. Ветровка, солнцезащитные очки, крем от загара, обязательно головной убор. А также пара комплектов белья.
К обуви нужно отнестись очень серьёзно. Открытая обувь, шлёпанцы, вьетнамки и прочие летние писки моды на борту судна весьма опасны. Палуба скользкая, в волнение влажная, в общем, можно получить вывих, а то и перелом, при неудачном падении. Поэтому обувь нужно брать с собой закрытую, на прочной резиновой подошве с хорошим сцеплением с мокрой поверхностью (поэкспериментировать можно дома в ванной). Если обувь со шнурками, то не нужно лениться их завязывать. Споткнуться о шнурок и упасть на улице неприятно, но намного неприятнее будет упасть на борту лодки, где множество торчащих деталей оснастки и прочего инвентаря. К слову об обуви, при подъёме на борт нужно переобуваться, так как обувь для улицы часто не подходит для покрытия палуб. Особенно это касается каблуков и шпилек. Деревянные лакированные части могут пострадать. Раз уж английская королева переобувается при подъёме на борт своей яхты, то в этом правиле наверняка что-то есть.
Еда. В путешествии хочется чего-то особенного и экзотического. Если будет выбран вариант с ночёвками на берегу в отеле, то знакомиться с местной кухней можно каждый вечер. Но в течение дня питаться придётся на яхте, поэтому необходимо запастись продуктами. Наилучший вариант – коллективно составить меню и на его основании написать список требуемых припасов. Которые потом и приобрести. В случае, если что-то будет упущено из виду, недостающие продукты можно будет приобрести во время одной из стоянок. При планировании объёмов запасов нужно учесть, что команда судна также питается из общего котла.
Пресная вода – самая большая ценность на борту судна, и поэтому расходовать её нужно крайне экономно. Хоть это и не автономное кругосветное плавание, но ведь водные баки яхты тоже не бездонны. Об объёме воды на борту и правилах её использования лучше всего расскажет капитан судна, и к его мнению нужно обязательно прислушаться, иначе есть риск остаться без воды за 2 – 3 часа до прибытия в марину. А зачем кому-то такие неприятности на отдыхе? Но на такой критичный случай лучше иметь возобновляемый НЗ из бутилированной воды.
Алкоголь. Очень сложный вопрос. Ведь большинство людей, так или иначе, связывают отдых с регулярным употреблением спиртного, и полный отказ от него убьёт всю радость от отдыха. К сожалению, это так. Употребления спиртных напитков на борту не избежать, если это только не чартерный круиз местного общества трезвенников. Но, как ни банально, употреблять его нужно с большой ответственностью. Пить на воде вообще опасно. Спиртное опьяняет меньше, создаётся впечатление, что можно выпить очень много. А потом оказывается, что люди совершенно себя не контролируют, что весьма чревато. А так как за безопасность на борту отвечает капитан, то в таком случае он может просто закрыть бар и наложить мораторий на употребление спиртного. Это уже чревато конфликтом. Поэтому умеренность и ещё раз умеренность.
Развлечения. С этим проблем на яхте не будет! Море, солнце, ветер – что ещё нужно для активного отдыха! Увлекающимся водными видами спорта пассажирам стоит заранее прояснить ситуацию с наличием инвентаря для них на борту яхты. Если такой услуги нет, то придётся везти все аксессуары с собой. То же самое касается снастей для рыбной ловли. Рыбалка в море привлечёт даже тех, что в жизни удочку в руках не держал! Из тех вещей, которые может быть придётся взять собой, стоит упомянуть трансформаторы, так как на яхтах напряжение в сети 12 вольт, а значит приборы, рассчитанные на 220 вольт, напрямую работать не будут. Стандартные сети есть только в маринах.
Культура поведения на борту суден строилась веками. За каждым из правил кроется своя история и многолетний опыт. Существует выражение: «Правил у яхтсменов, как и у настоящих джентльменов, не так уж и много»:
Одним из правил считается приветствие людей, находящихся на борту проходящих мимо яхт. Обычно приветствие выражается поднятием руки. Нет ответного жеста приветствия – знак неуважения.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что водный туризм – это замечательный вариант семейного отдыха, развлечение в компании друзей, а также способ получить яркие впечатления. Прогулки на яхте – это отличное решение, которое принесёт немало пользы, эмоций и моментов от которых захватывает дух.
Совет бывалых путешественников: подойдите к организации прогулки на яхте заранее, предусмотрительно и с определённой долей фантазии.
Резюмируя, можем сказать, что водный туризм – это очень здорово, если подойти к его организации с предусмотрительностью и фантазией. ?