Содержание

Как получить права на яхту

Как получить права на яхту

Как получить права на яхту

Самой притягательной стихией для человека, несомненно, является вода. История мореплавания насчитывает тысячелетия. Выйти победителем из сражения с настолько мощным противником – это испытание только для действительно отважных людей. Нет ничего удивительного в том, что сегодня многие частные лица приобретают собственные суда и регулярно совершают на них путешествия. Любовь к морю – это то, что появляется в жизни человека один раз и навсегда. В то же время, для совершения путешествий по воде недостаточно просто обзавестись судном. Нужно ещё обучиться управлять им и получить соответствующие документы. Сегодня мы узнаем, как получить права на управление яхтой.

Для того, чтобы приобщиться к морским путешествиям, совершенно необязательно приобретать собственное судно, тем более, что это удовольствие не из дешёвых. Множество чартерных компаний предлагают огромный выбор арендуемых яхт на любой вкус и кошелёк. Так что найти себе судно по душе получится абсолютно у каждого. Другое дело, что для аренды судна необходимо подтвердить свою квалификацию шкипера. Ведь никто не доверит судно человеку, который абсолютно ничего не понимает в кораблевождении. Поэтому существует несколько международных организаций, которые занимаются обучением людей мореходному делу, и выдают соответствующие сертификаты. Обладатель такого сертификата не встретит препятствий в аренде судна практически в любой точке мира.

Шкипер яхты – безоговорочный авторитет на борту судна. Во время плавания он несёт полную ответственность за сохранность судна и жизни экипажа и пассажиров. Причём эта ответственность может быть как административной, так и уголовной! Поэтому любой приказ шкипера не обсуждается, а выполняется, причём моментально.

Шкипер должен обладать квалификацией, достаточной для управления судном определённого класса.

Подготовка квалифицированного капитана должна включать в себя такие знания:

  • управление яхтой (прокладка курса, следование курсу, определение местоположения яхты, навигация и прочее)
  • международная система сигналов (особенно важна при плавании в тёмное время суток)
  • устройство судна (знать его особенности, сильные и слабые стороны, уметь выполнить посильный ремонт в случае аварии)
  • управление парусами и такелажем (существенно для яхт, где основным или дополнительным движителем является парус. На небольших судах весь экипаж может состоять из одного человека: шкипера, матроса, механика в одном лице. Поэтому шкипер должен уметь выполнять весь комплекс работ с парусами и снастями)
  • техника безопасности и медицинская помощь. Безопасность на борту обеспечивается благодаря мерам, принятым шкипером, и поддерживается согласно его приказам. В случае получения кем-то из пассажиров травмы первую помощь в отсутствии медика должен уметь оказать капитан судна
  • административное право. Крайне полезно при общении с представителями властей в маринах
  • знать лоцию внутренних водных путей. Если яхта ходит в конкретных внутренних водах, то шкипер обязан знать из особенности, во избежание неприятных сюрпризов вроде попадания на мель.

Конечно, это лишь общий и краткий перечень знаний, необходимых шкиперу. Во время обучения в яхтенной школе студентам будут давать намного больше информации. Кроме того, для получения сертификата шкипера необходимо будет сдавать два экзамена: теоретический и практический, и вот тогда уже будет понятно, усвоил ли человек знания в полном объёме, и можно ли доверять ему судно.

Для управления маломерным судном во внутренних водах РФ необходимо получить соответствующее удостоверение. Документ выдаётся Государственной инспекцией маломерных судов. Сдаётся два экзамена, совсем как в автошколе. Подготовиться же к экзаменам можно в одной из яхтенных школ, коих сейчас великое множество. При выборе школы необходимо руководствоваться рекомендациями знакомых, отзывами бывших студентов, периодом работы школы, качеством материальной базы, и конечно, ценами на обучение. После обучения с документом о прослушанном курсе, медсправкой и паспортом можно обратиться в ГИМС и получить разрешение на сдачу экзаменов. Если в процессе обучения студент получил необходимые знания не в полном объёме, то доучиться можно прямо в ГИМС. После успешной сдачи экзаменов ГИМС выдаёт новому яхтсмену удостоверение, в котором чётко указано, какими судами и в каком регионе он имеет право управлять.

Если же человек нацелен на то, чтобы бороздить волны Средиземного моря, самолично управляя яхтой, то права, выданные в РФ вряд ли будут признаны чартерной компанией, как заслуживающие доверия. В этом случае нужно будет получить сертификат одной из международных организаций, чьи сертификаты пользуются доверием.

Самыми авторитетными международными организациями, сертифицирующими шкиперов, являются RYA (Royal Yachting Association) в Великобритании, и IYT (International Yacht Training) в Канаде. С сертификатом одной из этих компаний не будет проблемой арендовать яхту хоть в Турции, хоть в Хорватии, хоть в Испании.

Больше всего доверия у чартерных компаний вызывают сертификаты, выданные RYA. Но нужно учитывать, что обучение ведётся исключительно на английском языке. Экзамены, что логично, сдаются на нём же. Так что для людей, не знакомых с ним, это может быть проблемой, особенно в части специфической терминологии.

В России можно достаточно легко найти школу, сертифицированную IYT, и пройти обучение в ней на родном языке, и на нём же сдать экзамены. Правда, считается, что владельцы чартерных яхт меньше доверяют квалификации шкиперов с этими сертификатами.

Выбирая яхтенную школу для обучения, необходимо определиться на управление каким судном необходимо разрешение. Как в мире автомобилей права подразделяются на категории, которые разграничивают право управления легковым, грузовым, пассажирским и т.д. видами транспорта, так и в мире яхт существуют права на управление моторной яхтой и права на парусную яхту.

На территории России документы на право управления суден выдаются государственным органом.

  1. Права ГИМС (Государственная Инспекция Маломерных Суден) – документ государственного образца, который является основанием для управления моторной яхтой на территории Российской Федерации. 

 Существует разделение прав ГИМС на виды:

  • ВВП — внутренние водные пути
  • МП – морские пути

Как правило, при обучении, открывают обе категории.

Права ГИМС

Права ГИМС являются международными и соответственно их владелец может свободно передвигаться по водам иностранного государства на своей яхте. Однако, если человек, с такими правами захочет взять в аренду яхту без экипажа за границей, то чартерные компании ему в этом откажут и потребуют соответствующую квалификацию — Bareboat Skipper/Captain. Такую квалификацию, которая даёт право на бербоут чартер, можно получить в яхтенных школах RYA (Royal Yachting Association) и  IYT (International Yacht Training).

К счастью, не во всех странах настолько категорично относятся к правам российского образца и, например, в Хорватии от граждан России требуют только документ государственного образца ГИМС. 

ГИМС в полной мере контролирует права на управление моторных яхт, а что касается парусных, то нет прописанных правил, как открыть категорию парусников. В случае наличия у яхтсмена прав ГИМС и международного сертификата IYT, шкипер может открыть парусную категорию без обучения. Иногда для открытия категории достаточно просто пройти собеседование или иметь удостоверение от Минтранса, либо же категорию ставят автоматически при сдаче экзамена на моторную яхту. Однако точная информация, как получить права государственного образца на парусную яхту, нигде не прописана.

Права негосударственного образца на парусную яхту выдаются парусными школами, имеющими соответствующую аккредитацию от ВФПС (Всероссийская Федерация Парусного Спорта). Такие школы по завершению обучения выдают документ, который даёт право на управление парусной лодкой до 18 метров длиной. Эти права разрешают принимать участие в соревнованиях на территории Российской Федерации и за рубежом, а также на управление собственным парусником и чартер парусника за границем.

Права ВФПС являются международными и признаются всеми странами и имеющимися в них чартерными компаниями. 

На территории РФ права ВФПС не признаются, так как они выданы негосударственной организацией.

На практике, плавая на собственной яхте, права на управление вообще не проверяются контролирующими органами. Представители береговой охраны или же таможенной службы интересуются документами на право собственности и иногда страховкой. Согласно рекомендации ООН, яхтсмену рекомендуется иметь права, выданные страной своего гражданства. На территории многих стран для управления судном не нужны подтверждающие документы, а соответственно плавая в международных водах – никто не может требовать у яхтсмена наличие прав. Другое дело чартер яхт. Компании не доверят управление судном без соответствующего разрешения.

Страхование судна

Процесс страхования распространяется на моторные, парусные, парусно-моторные яхты и катера, а также катамараны. Застраховать судно могут как резиденты государства, так и нерезиденты. 

Яхтсмену важно знать, что он может долгие годы ходить по водам без прав на управления судном, однако, в случае наступления страхового случая, страховая компания откажет в выплате компенсации. 

Поэтому, для собственной безопасности и страхования жизни, получение прав на управление яхтой – это процесс необходимый. Если человек решил связать свою повседневную жизнь с морем, то документ, подтверждающий его право на управление судном пригодиться рано или поздно.

В заключении…

Поверьте, ни с чём нельзя сравнить ощущение, когда в первый раз самостоятельно выходишь в открытое море в качестве шкипера судна! Одно это стоит того, чтобы потратить своё время и деньги. Кстати, обучение яхтингу не слишком дорогое удовольствие, и доступно любому представителю среднего класса. Так что, если вы считаете, что море – это ваша стихия, то полный вперёд, всё зависит исключительно от вас!

Комментарии ()
Оставьте заявку Перезвоним < 10 мин!
* консультируем бесплатно