Первые яхты в истории

автор · обновлено

первые яхты в историиЧто может быть прекраснее грациозной парусной яхты, легко скользящей по волнам в лучах восходящего солнца?! Видя такую картину, искренне восхищаешься мастерством корабелов, создающих поистине шедевры маломерного кораблестроения. А кто же придумал такой класс парусных судов, как яхта?

Общего мнения на этот счёт нет. Первые водные путешествия под парусом состоялись тысячи лет назад. Парусом умели пользоваться древние греки, египтяне, а ещё раньше финикийцы. Но их суда, конечно, совершенно не напоминали современные яхты, и были чаще всего торговыми и боевыми кораблями.

Яхты появились намного позднее, в 17 веке. Чаще всего первопроходцами яхтостроения называют голландцев. В 16-17 веках провинции Нидерландов, обретя независимость, активно занимались торговлей. В те времена относительно быстрое перемещение на большие расстояния могли осуществляться только по водным путям. Голландцы увидели перспективу в этом направлении, и стали активно строить торговый флот. При этом, ввиду явного недостатка собственных лесов, пользовались исключительно привозными строительными материалами. В год голландцы могли построить до тысячи судов, которые пользовались огромной популярностью у торговцев из-за своей надёжности и простоты эксплуатации. Большой торговый флот способствовал активному развитию коммерческих отношений между государствами, что приносило огромные прибыли голландским коммерсантам. В отдельные моменты времени голландцы контролировали до 70% всех морских перевозок в Европе.

Само собой, криминальный элемент не мог устоять перед караванами торговцев, наводнившими водные просторы Европы. Пиратские банды стали настоящим бичом арматоров. Дерзость разбойников была поистине безграничной, не останавливала ни вооружённая охрана кораблей, ни их пушки. Ситуацию могло спасти только постоянное патрулирование морского побережья. Для этих целей и были построены лёгкие, маневренные суда с парусным вооружением, которые могли нести на себе небольшие пушки. Их действенность в схватках с морскими разбойниками превзошла все ожидания: быстрые, маневренные лодки под управлением опытного шкипера могли не только догнать улепётывающего пирата и навязать ему артиллерийскую дуэль, но и пользуясь своими прекрасными мореходными качествами, не давать противнику взять точный прицел, а также при умелом маневрировании избежать опасности абордажа.

Также скоростные яхты использовались для перевозки почты, передачи донесений и транспортировки важных малогабаритных грузов. Военные сразу оценили все плюсы нового типа кораблей, и умело их использовали.

Немного позже такие суда стали приобретать состоятельные люди и использовать их для отдыха и совершения увеселительных морских прогулок. А развитая водная сеть Голландии только способствовала растущей популярности таких лодок.

Естественно, когда у двух человек разные лодки одного класса, то между ними непременно возникнет спор, а чья лодка лучше. Поскольку основное преимущество яхт – скорость, то и соревновались в том, кто быстрее пройдёт определённое расстояние. Конечно, эти состязания были исключительно любительскими, поэтому рекорды и достижения не фиксировались.

Позже достоинства яхт были оценены и другими государствами, правители которых стали заказывать себе собственные суда. Первой, как ни странно, стала Америка, где в 1614 г. была построена яхта «Онруст». Образцом для неё выступали лучшие примеры голландского яхтостроения. Позже яхты проникли и в европейские государства, а в начале 18 века – и в Россию.

Популяризации яхт очень сильно поспособствовала английская корона. Голландцы подарили одну из самых лучших яхт в роскошном оформлении Карлу II, и монарх был в восторге от этого подарка. Морские прогулки стали одним из любимых видов отдыха Его Величества.

Будучи вынужденным покинуть Англию в результате переворота Кромвеля, Карл II некоторое время провёл в Голландии, где подробно познакомился с кораблестроением, и в частности, с яхтостроением. После его возвращения на трон в 1660 г. многие пожелали воспользоваться милостями монарха. Зная об увлечении короля парусными судами, Ост-Индийская кампания преподнесла ему поистине королевский подарок: две шикарные яхты, «Мэри» и «Бизань». «Мэри» по своему исполнению была великолепным судном, и в дальнейшем новые королевские яхты часто проектировались на основании её конструкции.

Первые спортивные гонки между яхтами в Англии, о которых есть достоверные свидетельства, произошли в 1661 г. Участников было двое: «Екатерина» (владелец – Карл II) и «Анна» (владелец –герцог Йоркский, брат Карла II). Семейный междусобойчик подогревался пари между участниками на сто гиней. Гонка закончилась боевой ничьёй – прямой маршрут выиграл герцог, обратный – король.

Во России яхты появились в конце 17 – начале 18 веков. Привёз их, естественно, великий реформатор – Пётр I. Царь, как известно, был увлечён морем, и практически с нуля, в том числе и собственноручно, создал новый российский флот. А первые уроки мореходства он получал на английском одномачтовом боте, подарили англичане царю Алексею Михайловичу. В 1688 г. Пётр обнаружил ботик в одном из амбаров, и, узнав его историю, распорядился отремонтировать его и спустить на воду.

Дальнейшее знакомство с парусным мореходством произошло в Голландии, где царь был инкогнито вместе с русским посольством. Там он максимально подробно изучил особенности голландского кораблестроения, и полученные знания успешно применил на практике уже в России, строя многочисленные флотилии.

Кроме того, личный флот царя пополнялся ещё и за счёт подарков иностранных правителей. В 1698 г., находясь в Лондоне, царь получает в подарок от английского короля яхту «Royal Transport», вооружённую 20-ю пушками. Она отличалась великолепными мореходными качествами. А прусский король Фридрих Вильгельм I подарил ему яхту «Корона», унаследованную от отца. Скупой король убил двух зайцев одним выстрелом: избавился от ненужной яхты, которая требовала много средств на содержание, и купил ещё большую лояльность русского царя.

Пользуясь подарками, царь не забывал о развитии отечественного кораблестроения. Он лично создал несколько проектов новых яхт, по которым были построены лодки, не уступающие по мореходным качествам западным образцам.

Яхтенный спорт сейчас бурно развивается, новые модели лодок спускаются на воду практически ежедневно. А ведь мало кто помнит, что начиналось всё с быстрых и юрких «охотников за пиратами»…