Моторно-парусные яхты

автор · обновлено

моторно-парусные яхтыДавным-давно, лет 60-65 назад, добропорядочному яхтсмену и в страшном сне не могло присниться, что на его парусную красавицу будет установлено нечто шумящее, чадящее и вибрирующее, вроде двигателя внутреннего сгорания. Сторонники true-яхтинга считали полнейшей бессмыслицей установку тяжёлого, подверженного поломкам агрегата на свои крылатые красавицы, здраво апеллируя к неприспособленности корпуса лодки для использования мотора, утяжелению судна в целом из-за самого агрегата и необходимого для него топлива, редким случаям его реальной необходимости, и, наконец, повышенной пожароопасности из-за использования мотора. Следует заметить, что большинство доводов вполне обоснованы. Но это также не значит, что парусная яхта не может быть оснащена двигателем и остаться быстрым, красивым и надёжным судном.

Что же это за класс судов, моторно-парусные яхты?

Прежде всего, нужно понять, какие различия в строении парусных яхт и моторных катеров, чтобы понять, что именно мешало яхтсменам признать полезность мотора на парусной яхте.

Всё в строении парусной яхты заточено под высокие мореходные качества: узкий длинный корпус, глубокая осадка, наличие киля, низкие борта для снижения сопротивления боковому ветру. Все эти особенности строения связаны с тем, что движущий элемент – парус. Для моторных яхт – всё в точности до наоборот. Высокая надводная часть, округлые борта, отсутствие выраженного киля, широкая корма, имеющая несколько целевых предназначений, плоское днище кормы для улучшения устойчивости на высокой скорости.

Для парусной яхты одним из важнейших показателей является остойчивость, то есть способность противостоять кренам и дифферентам (не доводя до переворачивания судна, само собой) и возвращаться в нормальное состояние. При высоком центре тяжести корпуса (из-за мачт), а также давлении ветра на паруса, огромное значение имеет киль и низкая осадка судна.

Моторная яхта менее капризна в этом отношении. Центр тяжести расположен низко (при грамотной компоновке судна и правильно размещённом балласте), поэтому угроза переворачивания при сильной непогоде ей не грозит. Низка осадка позволяет переходить на глиссирование при высоких скоростях. Но в связи с небольшой смоченной поверхностью корпуса будет очень сильно ощущаться боковая и кормовая качка, как при движении, так в стоящем положении. Кроме того, из-за низкой осадки и большой площади боковой поверхности моторной лодки на невысоких скоростях яхту будет ощутимо сносить с курса, что требует постоянной его корректировки.

моторно-парусная яхта

С точки зрения комфорта также есть серьёзные отличия. Места для отдыха на верхней палубе на парусной яхте немного: узкий корпус, множество снастей для управления парусами не оставляют много пространства для принятия солнечных ванн. А уж посидеть за столом на верхней палубе на яхте средних размеров практически невозможно. Подпалубные пространства, конечно, более свободны и комфортны, но всё же проигрывают моторным яхтам таких же размеров, прежде всего по количеству и размерам апартаментов. Кроме того, при ходе круто к ветру крены на яхте могут достигать 45 градусов, а тут о комфорте речи быть не может, на ногах бы удержаться. Хотя, для настоящих спортсменов в этом и состоит смысл хождения под парусами: скорость, экстрим, удовольствие!

Моторные яхты изначально проектируются под больший комфорт: широкий устойчивый корпус, большие пространства, открытые палубы, иногда даже с флайбриджем – даже на яхте небольших размеров любой пассажир может найти себе зону отдых по вкусу. Также, широкая и низкая кормовая площадка открывает удобный доступ к воде. Но на ходу комфорт может быть нарушен шумом, вибрацией и запахом выхлопных газов от работающих двигателей. Хотя, современные дорогие яхты, естественно, такими недостатками не страдают. Многие из них даже оснащены системами вентиляции и кондиционирования, что на порядок улучшает удобство времяпровождения на яхте.

В общем, основные различия мы указали, теперь возникает вопрос: а как же всё это удобоваримо совместить в одной лодке, с максимумом преимуществ и минимумом недостатков?

Есть четыре разновидности моторно-парусных яхт.

Первый тип – парусная яхта в вспомогательным мотором. По строению это – типичная, можно сказать, классическая, парусная яхта. Двигатель на такой яхте имеет малую мощность, и предназначен для выполнения следующих задач: вход и выход из марины, маневрирование в гавани, швартовка, проход по фьордам. Запасы топлива невелики, основной движущий элемент – парус. Яхта сохраняет все черты и характер поведения парусника, но жизнь шкипера облегчается использованием двигателя в нужные моменты.

Второй тип – моторный парусник с упором на парусное вооружение. Акцент всё также делается на лавировочные качества, но некоторые свойства «принесены в жертву» установленному двигателю. Это и более крутые обводы корпуса, и более низкая осадка (которая всё же выше, чем у парусных яхт), и сниженный вес фальшкиля. Для дополнительной остойчивости такие яхты могут оснащаться швертом, который при хождении под мотором поднимается, и смоченная площадь корпуса уменьшается. Удельная мощность двигателя – 5-6 л.с./т водоизмещения. Такая конструкция о оснащение позволяют идти с достаточно приличной скоростью на двигателе, в то же время сохраняя практически в полном объёме маневренные свойства парусной яхты.

Третий тип – моторно-парусная яхта с акцентом на катерные свойства. Для корпуса такого судна характерны: прямая килевая линия, высокие борта, широкий корпус и корма, сниженный до 10-15%  D вес фальшкиля. Осадка также выше, чем у парусной яхты, но из-за наличия парусов всё же достаточно велика. Развитой винт и удельная мощность двигателя в 9-10 л.с./т водоизмещения делают из этой яхты практически стопроцентного «моторника». Но при устойчивом свежем ветре и для корректировки курса в волнение может (и используется) парусное вооружение.

Четвёртый тип – моторные яхты с вспомогательными парусами. Такая конструкция используется для моторных яхт, которые ходят по большой воде. Роль парусов в этом случае – практически всегда вспомогательная. Площадь их невелика, для полноценного движения даже при свежем ветре, поэтому используются для стабилизации курса в волнение, снижения качки при движении, а также при необходимости лечь в дрейф. Осадка также ниже, чем у обычных моторных яхт, ведь наличие даже небольшого паруса обуславливает необходимость создания повышенной остойчивости. Обводы корпуса соответствуют классическим моторным катерам. Фальшкиль присутствует, но его вес также невелик (до 15%D).

Это основные типы моторно-парусных яхт. С уверенностью можем заявить, что выбор между ними будущий владелец лодки должен делать, исходя из следующих параметров: назначение яхты, предпочтения в плавании, желаемый уровень комфорта, наличие специальных знаний и опыта вождения малоразмерных судов разных типов.