Как получить права на яхту

автор · обновлено

Как получить права на яхтуСамой притягательной стихией для человека, несомненно, является вода. История мореплавания насчитывает тысячелетия. Выйти победителем из сражения с настолько мощным противником – это испытание только для действительно отважных людей. Нет ничего удивительного в том, что сегодня многие частные лица приобретают собственные суда и регулярно совершают на них путешествия. Любовь к морю – это то, что появляется в жизни человека один раз и навсегда. В то же время, для совершения путешествий по воде недостаточно просто обзавестись судном. Нужно ещё обучиться управлять им и получить соответствующие документы. Сегодня мы узнаем, как получить права на управление яхтой.

Для того, чтобы приобщиться к морским путешествиям, совершенно необязательно приобретать собственное судно, тем более, что это удовольствие не из дешёвых. Множество чартерных компаний предлагают огромный выбор арендуемых яхт на любой вкус и кошелёк. Так что найти себе судно по душе получится абсолютно у каждого. Другое дело, что для аренды судна необходимо подтвердить свою квалификацию шкипера. Ведь никто не доверит судно человеку, который абсолютно ничего не понимает в кораблевождении. Поэтому существует несколько международных организаций, которые занимаются обучением людей мореходному делу, и выдают соответствующие сертификаты. Обладатель такого сертификата не встретит препятствий в аренде судна практически в любой точке мира.

Шкипер яхты – безоговорочный авторитет на борту судна. Во время плавания он несёт полную ответственность за сохранность судна и жизни экипажа и пассажиров. Причём эта ответственность может быть как административной, так и уголовной! Поэтому любой приказ шкипера не обсуждается, а выполняется, причём моментально.

Шкипер должен обладать квалификацией, достаточной для управления судном определённого класса. Подготовка квалифицированного капитана должна включать в себя такие знания:

  • управление яхтой (прокладка курса, следование курсу, определение местоположения яхты, навигация и прочее)
  • международная система сигналов (особенно важна при плавании в тёмное время суток)
  • устройство судна (знать его особенности, сильные и слабые стороны, уметь выполнить посильный ремонт в случае аварии)
  • управление парусами и такелажем (существенно для яхт, где основным или дополнительным движителем является парус. На небольших судах весь экипаж может состоять из одного человека: шкипера, матроса, механика в одном лице. Поэтому шкипер должен уметь выполнять весь комплекс работ с парусами и снастями)
  • техника безопасности и медицинская помощь. Безопасность на борту обеспечивается благодаря мерам, принятым шкипером, и поддерживается согласно его приказам. В случае получения кем-то из пассажиров травмы первую помощь в отсутствии медика должен уметь оказать капитан судна
  • административное право. Крайне полезно при общении с представителями властей в маринах
  • знать лоцию внутренних водных путей. Если яхта ходит в конкретных внутренних водах, то шкипер обязан знать из особенности, во избежание неприятных сюрпризов вроде попадания на мель.

Конечно, это лишь общий и краткий перечень знаний, необходимых шкиперу. Во время обучения в яхтенной школе студентам будут давать намного больше информации. Кроме того, для получения сертификата шкипера необходимо будет сдавать два экзамена: теоретический и практический, и вот тогда уже будет понятно, усвоил ли человек знания в полном объёме, и можно ли доверять ему судно.

Для управления маломерным судном во внутренних водах РФ необходимо получить соответствующее удостоверение. Документ выдаётся Государственной инспекцией маломерных судов. Сдаётся два экзамена, совсем как в автошколе. Подготовиться же к экзаменам можно в одной из яхтенных школ, коих сейчас великое множество. При выборе школы необходимо руководствоваться рекомендациями знакомых, отзывами бывших студентов, периодом работы школы, качеством материальной базы, и конечно, ценами на обучение. После обучения с документом о прослушанном курсе, медсправкой и паспортом можно обратиться в ГИМС и получить разрешение на сдачу экзаменов. Если в процессе обучения студент получил необходимые знания не в полном объёме, то доучиться можно прямо в ГИМС. После успешной сдачи экзаменов ГИМС выдаёт новому яхтсмену удостоверение, в котором чётко указано, какими судами и в каком регионе он имеет право управлять.

Если же человек нацелен на то, чтобы бороздить волны Средиземного моря, самолично управляя яхтой, то права, выданные в РФ вряд ли будут признаны чартерной компанией, как заслуживающие доверия. В этом случае нужно будет получить сертификат одной из международных организаций, чьи сертификаты пользуются доверием.

Самыми авторитетными международными организациями, сертифицирующими шкиперов, являются RYA (Royal Yachting Association) в Великобритании, и IYT (International Yacht Training) в Канаде. С сертификатом одной из этих компаний не будет проблемой арендовать яхту хоть в Турции, хоть в Хорватии, хоть в Испании.

Больше всего доверия у чартерных компаний вызывают сертификаты, выданные RYA. Но нужно учитывать, что обучение ведётся исключительно на английском языке. Экзамены, что логично, сдаются на нём же. Так что для людей, не знакомых с ним, это может быть проблемой, особенно в части специфической терминологии.

В России можно достаточно легко найти школу, сертифицированную IYT, и пройти обучение в ней на родном языке, и на нём же сдать экзамены. Правда, считается, что владельцы чартерных яхт меньше доверяют квалификации шкиперов с этими сертификатами.

Поверьте, ни с чём нельзя сравнить ощущение, когда в первый раз самостоятельно выходишь в открытое море в качестве шкипера судна! Одно это стоит того, чтобы потратить своё время и деньги. Кстати, обучение яхтингу не слишком дорогое удовольствие, и доступно любому представителю среднего класса. Так что, если вы считаете, что море – это ваша стихия, то полный вперёд, всё зависит исключительно от вас!